RFID-технологии в транспортной и авиационной отрасли: от автоматизации багажа до оптимизации ТОиР

Авиация и транспорт — это сферы, где безопасность, скорость и точность не просто желательны, а строго обязательны. Внедрение RFID-технологий стало ответом на требования международных организаций, таких как IATA, по тотальному отслеживанию багажа и оптимизации сложнейших процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР/MRO). .

Автор: Эксперты RFID UKRAINE

Дата обновления: 25 ноября 2025

📋Ключевые вызовы в авиационном и транспортном секторе

Несмотря на высокую степень автоматизации, транспортные хабы и авиакомпании регулярно сталкиваются с дорогостоящими проблемами, которые RFID помогает решить:

📋RFID-решения для автоматизации и безопасности

В авиации и на транспорте наиболее широко используются UHF-метки (пассивные) для багажа и активов, а также активные метки для отслеживания крупного оборудования и транспорта.

➡️Автоматизация багажных систем

➡️Контроль доступа и безопасности

UHF-метки большого радиуса действия используются для быстрого контроля въезда/выезда транспорта (автобусы, топливозаправщики) на территорию аэропорта, а также для идентификации персонала в зонах ограниченного доступа (Restricted Areas).

📋Кейсы внедрения в крупнейших транспортных хабах

Ряд мировых лидеров транспортной и авиационной индустрии полностью перешли на RFID для решения ключевых задач.

➡️Примеры из практики

📋Оптимизация ТОиР (MRO) и снижение рисков

Применение RFID в техническом обслуживании воздушных судов позволяет достичь уровня прослеживаемости, недоступного при ручных методах:

📋Финансовая эффективность: ROI и сокращение потерь

Экономический эффект от внедрения RFID в авиацию многокомпонентный:

Метрика Влияние RFID Финансовый эффект
Уровень потери багажа Снижение на 90% Прямая экономия на выплате компенсаций и логистике возврата
Время проверки GSE Сокращение на 95% Повышение оборачиваемости наземного оборудования
Задержки рейсов из-за багажа Минимизация Сокращение операционных штрафов и улучшение пунктуальности
Ошибки при ТОиР Устранение до 100% Предотвращение критических поломок и аварий, снижение страховых рисков

📋Часто задаваемые вопросы

➡️Почему RFID лучше штрих-кодов для багажа?

RFID не требует прямой видимости, считывается с высокой скоростью на конвейере и менее подвержен ошибкам из-за повреждений бирки или плохой печати. Это обеспечивает точность считывания до 99.9% против 80–90% для штрих-кодов.

➡️Какой тип метки используется для отслеживания авиационных компонентов (ТОиР)?

Чаще всего используются пассивные UHF-метки, соответствующие стандарту EPC Gen2, но для очень мелких и высокоценных компонентов применяются HF-метки или даже специализированные активные метки.

➡️Каковы требования IATA к внедрению RFID?

IATA Resolution 753 обязывает авиакомпании отслеживать каждую единицу багажа на четырех ключевых этапах: при регистрации, при погрузке в самолет, при передаче между рейсами и при выдаче пассажиру. RFID является наиболее эффективным способом выполнения этого требования.

© 2025 RFID UKRAINE. Все права защищены. Перейти к блогу: https://rfid.org.ua/blog

Задать вопрос

Telegram RFID Ukraine Viber RFID Ukraine